Хаджи-Мурат и мыльные пузыри азербайджанской власти
06.06.2019 0 0

Хаджи-Мурат и мыльные пузыри азербайджанской власти

Политика
В закладки
На деньках очень любознательная история произошла в Азербайджане и в примыкающем с ним субъекте Российской Федерации Дагестане. В конце мая в соц сетях была всераспространена информация со ссылкой на некоего «председателя оргкомитета по захоронению» Магомеда Амирханова о том, что, якобы, 2 июня нареченным оргкомитетом будет произведена официальная ритуал по эксгумации останков известного героя Аваристана, участника войн имамата против России, наиба Хаджи-Мурата.

Напомним, что Хаджи-Мурат был аварец по национальности, уроженец ханского села Хунзах (ныне – райцентр в Дагестане). С молодых лет он включился в борьбу против мюридов (последователи суфизма на Кавказе, выступавшие за самостоятельность Кавказских народов от России), но в последствии присоединился к ним и стал одним из более прославленных полководцев имамата. Имам Шамиль провозгласил Хаджи-Мурата наибом, собственной правой рукою и конкретно ему доверил проведение самых ответственных операций против королевских войск. Но в 1851 г. в отношениях Шамиля и наиба Хаджи-Мурата наметились противоречия, в итоге чего завершающий откололся от имамата и даже наладил контакт с русскими. Однако генерал-губернатор Кавказа колебался в вопросе сотрудничества с бывшим соратником Шамиля. В итоге Хаджи-Мурат оставил Тифлис и возвратился в горы. В 1852 г. в местечке Онджалы (ныне - Гахский зона Азербайджана) он вступил в неравный сражение с казаками и в сражении был убит. Его котелок была отрезана и отвезена в Санкт-Петербург в качестве подтверждения двору, что с одним из его основных врагов на Кавказе один и навечно покончено.



Слава о подвигах и храбрости наиба прогуливалась тогда по всей России. Его персона и фатум вдохновили писателя Льва Толстова на творение повести «Хаджи Мурат».

После распада СССР бессчетные организации Северного Кавказа, публичные активисты и даже русские политики выступали с петициями к Москве с просьбой возвратить лежащий в Кунсткамере череп Хаджи-Мурата для захоронения вкупе с телом. Также наблюдались пробы получить официальное согласие азербайджанских властей на эксгумацию останков наиба и перезахоронения их в его родном селении Хунзах. Однако эти инициативы не находили подабающей поддержки ни в Москве, ни в Баку, так как проблема перезахоронения, объективно, содержит внутри себя политическую составляющую. Ведь общеизвестно, что на Кавказе могила героя Хаджи-Мурата считается зияратом – почетным местом, которое символизирует идейность повстанческих движений местных народов. Долгое часы Москва по понятным причинам остерегалась таких инициатив. Предугадать вероятные последствия перезахоронения останков и черепа в Дагестане было очень сложно, так как в протяжении многих лет ситуация на Северном Кавказе и без того оставалась проблематичной. Лишь в последнее десятилетие там установилась относительная стабильность и перезахоронение останков известного наиба в России может быть уже не считается политически целевой акцией, а только символическим атрибутом воздания дани памяти и почтения к истории кавказских народов.



В Азербайджане тоже наблюдалась осмотрительность относительно судьбы могилы Хаджи-Мурата, ибо там век боялись и до сего времени боятся появления консолидированного движения лезгин и аварцев за самоопределение либо присоединение к Дагестану. Прилегающие к южным отрогам Кавказского хребта районы Азербайджана практически сплошь населены представителями этих народов и Хаджи-Мурат – их исторический герой. Баку век испытывал эмоция дискомфорта из-за нахождения на собственной местности могилы известного наиба, однако не решался отрешиться от нее, этак будто это могло с одной стороны затребовать нехорошую реакцию «азербайджанских» лезгин и аварцев, а с иной – рассердить Москву. Ведь эксгумация останков подразумевала только одно решение – перевоз их в Дагестан.

Во всяком случае, статус-кво с положением дел окрест судьбы останков Хаджи-Мурата сохранялся до последнего времени. Пока в соцсетях не появилась вышеназванная информация о готовящейся эксгумации. Первыми отреагировали на нее азербайджанские журналисты, бросившиеся выяснять по профильным инстанциям достоверность новости. Однако из всех муниципальных кабинетов им заявили, что информация не соответствует действительности, поэтому что подобного официального соглашения меж Россией и Азербайджаном, будто подобает в таких случаях, не было. Исполнительная воля Гахского района на запрос также официально уведомила, что вообщем не в курсе об эксгумации, а, следовательно, говор идет об информационном фейке.



Однако, покуда журналисты собирали и печатали опровержения, внезапно выяснилось, что в ночь на 2 июня могила Хаджи-Мурата вправду была кем-то разрыта и из нее были извлечены останки. Журналисты были в шоке, маковица исполнительной власти Гахского района в недоумении разводил руками, а представители местных правоохранительных органов клялись в том, что не представляют, будто это могло произойти. На официальный же запрос в Генеральную прокуратуру Азербайджана журналистам пришел ответ, что, дескать, деяния по эксгумации останков Хаджи-Мурата не правомерны, однако вкупе с тем прокуратура не возбуждала уголовного дела по факту вандализма. И уж совершенно обескуражила новинка о том, что на последующий же денек в дагестанский райцентр Хунзах были доставлены некоторые останки в древесном ящике, которые на местном совете общины было решено захоронить на местности селения. На совете было заявлено, что хоть и экспертизы не выполнялось и дудки доказательств, что это, действительно, останки Хаджи-Мурата, но, все равно, следует находить их за тело наиба. Перезахоронение было произведено спешно, без официоза и подобающих ритуалов, только силами обитателей райцентра Хунзах. Новость эта также была скреплена фотоснимками, изготовленными в процессе захоронения.

Таким образом получается, что в критериях отсутствия официального контракта меж Россией и Азербайджаном, некоторые неустановленные лица разрыли могилу наиба, извлекли его останки и той же ночкой потаенно переправили их в Дагестан.
Однако, можно ли представить для себя ситуацию, когда сквозь усиленно охраняемую муниципальную границу тихо переправляют таковой «груз»?  Можно ли веровать местным и республиканским властям Азербайджана, что они не знали и не могли предупредить нелегальную эксгумацию? Можно ли полагаться говорящим, что они не в курсе случившегося, правоохранительным органам страны, где всякий чих гражданина фиксируется в узнаваемых инстанциях? Ответ: естественно же нет!

Определенно, загадочное исчезновение останков Хаджи-Мурата вышло не без ведома азербайджанских властей. А вернее, они сами приложили к этому руку, имея некий политический замысел. Возможно, таким макаром в Азербайджане все-же решили отрешиться от аварской и общекавказской святыни, могилы человека, история жизни которого может воодушевить туземцев сегодняшнего Азербайджана на борьбу с тюркской метрополией. Или может быть в Азербайджане решили таким макаром уничтожить сходу и «второго зайца», рассчитывая на то, что передача тела наиба его землякам, хунзахским аварцам всколыхнет их память и побудит их пересмотреть свою сегодняшнюю лояльность к России.



Это итого только догадки, но то, что в случившемся имеет пункт политическая подоплека, не вызывает сомнения. Весьма примечательно, что спустя денек затем описываемых событий, состоялся телефонный тары-бары меж Владимиром Путиным и Ильхамом Алиевым. В официальном релизе администрации азербайджанского президента касательно темы телефонного разговора значились только общие слова: «главы 2-ух государств обсудили повестку двухсторонних отношений» и т.д. В общем, никакой конкретики, но наверное история с «таинственной» пропажей тела наиба президентами была оговорена и остается всего-навсего догадываться, в каком ключе имело пункт обсуждение, и кто из президентов больше задавал вопросов оппоненту.

А азербайджанские журналисты тем временем все еще теряются в гипотезах и недоумевают, будучи не в состоянии из пускаемых властью мыльных пузырей сконструировать хоть какую-то понятную версию по поводу неожиданной пропажи из-под носа останков известного наиба Хаджи-Мурата.
Комментарии (0)
Добавить комментарий
 Как рождается искусство
В горах Дагестана прошел 1-ый фестиваль народных художественных промыслов юга России
 Гаджимурад Омаров о Шамиле и Дагестане, Чечне и Рамзане
В интервью экономисту и журналисту Маиру Пашаеву депутат Госдумы Гаджимурад Омаров ведает о перезахоронении останков наиба имама Шамиля — Хаджи-Мурата, о
 Информация о перезахоронении останков Хаджи-Мурата не вызвала резонанса в Азербайджане
Власти Азербайджана предпочли проигнорировать новинка о вскрытии могилы Хаджи-Мурата и вывозе его останков в Дагестан, невзирая на явное нарушение закона, не появилось и
 Самую высшую гору Чечни предложили переименовать в Ахмат-Лам
Гору Тебулосмта, расположенную на местности Чечни и являющуюся самой высочайшей горой в регионе, предложили переименовать в Ахмат-Лам в честь первого президента
 Кадыров вступил с махачкалинцами в дискуссию об имаме Шамиле
Глава Чечни раскритиковал оппонентов, которые вышли на улицы в Махачкале, чтоб сформулировать протест его словам об имаме Шамиле. При этом Рамзан Кадыров выделил
лучший сайт где можно скачать шаблоны для dle 12.0 бесплатно