Известный собственной позицией по Геноциду армян Орхан Памук отмечает денек рождения
07.06.2019 0 0

Известный собственной позицией по Геноциду армян Орхан Памук отмечает денек рождения

В мире
В закладки
67-день рождения сейчас отмечает знаменитый турецкий сочинитель черкесского происхождения Орхан Памук. Он лауреат многих государственных и интернациональных премий, а том числе и Нобелевской по литературе (2006) за книжку «Стамбул. Город воспоминаний» (цикл связанных меж собой очерков). В этой книжке Памук пишет о экзекуциях турок над стамбульскими армянами и греками уже посреди XX века.

6-7 сентября 1955 года – погромы армянских, греческих и еврейских домов и торговых лавок: этак была отмечена 3-я годовщина вхождения Турции в НАТО.
Эта заслуга была присуждена Памуку сходу затем его освобождения из турецкой кутузки по его позицию по Геноциду армян и курдскому вопросу. В 2005 году турецкое правительство подало на него в суд. Поводом послужила его фраза из интервью, данного швейцарскому изданию «Das Magazin» в феврале 2005: «В Турции было убито 30 тыщ курдов и один-одинешенек миллион армян. Об этом никто не гласит и меня терпеть не могут за то, что я говорю об этом». По словам Памука, затем публикации этого интервью он стал объектом кампании ненависти, из-за которой был обязан покинуть Турцию, однако скоро возвратился назад, невзирая на обвинения. В интервью BBC он сказал:

«То, что случилось с Оттоманскими (турецкими) армянами в 1915 году было самым огромным секретом, сокрытым от турецкой нации; эти действия были табу. Но на данный момент мы должны быть в состоянии гласить о прошлом».

Процесс над Памуком обязан был возникнуть 16 декабря 2005 года, однако был перенесён на 7 февраля 2006 года, но 22 января Министерство юстиции отозвало иск. Обвинения Памука вызвали реакцию за границей. В первую очередность этот процесс поднял проблема соблюдения в Турции свободы слова, вопрос, особо принципиальный в свете вероятного вступления Турции в Европейский Союз. 1 декабря 2005 года организация «Международная амнистия» востребовала отмены статьи № 301 турецкого уголовного кодекса (статья предугадывает лишение свободы сроком до трёх лет за оскорбления Турции и турецкой идентичности) и прекращения преследования Памука и ещё 6 человек, обвиняемых по этой статье. На защиту Орхан-бея встали восемь всемирно узнаваемых писателей — Жозе Сарамагу, Габриэль Гарсиа Маркес, Гюнтер Грасс, Умберто Эко, Карлос Фуэнтес, Хуан Гойтисоло, Джон Апдайк и Марио Варгас Льоса . В итоге в конце марта 2011 года трибунал района Шишли (Стамбул) приговорил писателя за обозначенный эпизод к штрафу в размере 6 тыщ лир ($3850).



В 2006 году сочинитель представил эту книжку столичным читателям в книжном магазине «Москва». «Мировой литературный и страноведческий бестселлер» о Стамбуле стал одним из сильных воспоминаний русских читателей в том году. Стамбул – его самая возлюбленная тема. Он родился тут и прожил огромную доля собственной жизни. Периодами - в Америке, стажировался в Колумбийском университете, преподавал турецкий язык. Несмотря на то, что он повсевременно гласил о собственной раздвоенности, что Восток и Запад в нём сошлись, космополитом он этак и не стал. Один из неизменных лейтмотивов его творчества – хандра по османским временам, этак именуемый «хюзун». Ведь прошедшее Османской империи было праздничным и победоносным, и по сопоставлению с ним истинное очень проигрывает. Это касательство к истории – и поглощать лакмус, какой проявляет его турецкую ментальность. В хюзун Орхана Памука, выросшего в богатой семье в Нишанташи, по Османским временам, по былому величию его страны вставлена сама мысль армянского карота – тоски по утраченной родине. После убийства Гранта Динка в 2007 году Памук снова покидает Стамбул. Причастные к убийству головного редактора арямнской газеты Стамбула «Агос» (борозда – арм.) также намеревались на физическом уровне убрать и писателя.

Элитарность и маргинальность – два полюса, описанные Памуком: один-одинешенек какой – Османская империя, прочий – современная Турция, точнее, натуга меж ними. Разумеется, на роль государственной элиты не годились ни эти ошметки империи османов, ни нувориши, заработанный капитал которых не сделал их почетаемыми людьми. Семьи напротив стали претерпевать различного вида кризисы. Один брат, чтоб попортить наружность из окна другому, адекватно, по закону, выстроил стенку высотой с 5-этажный дом. В Стамбул перебирались провинциалы, в 1960-е годы совместно с бурным ростом населения рванули и ввысь цены на городскую землю: потомственные стамбульцы, сохранившие в принадлежности земляные участки, стали отчаянно богаты. Памук рассказывает, что в семьях богатых судовладельцев не принято было обращаться в суд. Никакой западной конкуренции – организовывали вооруженные банды, которые старались запугать приятель друга.

Также сочинитель вскрывает турецкий вариант «протестанской этики» — дело не в скромности, а в ужасе перед государством. На протяжении веков османы в лице султанов рассматривало чрезвычайно разбогатевших поданных чисто опасность собственной власти и при первой способности стремились разделаться с ними, а достояние конфисковать. Разбогатевшие евреи, что давали займы государству, армяне и греки, занимавшиеся маленькой торговлей и ремесленничеством, отлично помнили введенный в годы Второй всесветный войны ожесточенный налог на собственность, лишивший их валютных скоплений и заставивший реализовать фабрики.

Еще в детстве Памук лицезрел ересь в собственной семье, отлучки отца, слезы матери, а в 20 лет он вступал с папой в дискуссии о трепещущих перед государством, не обремененных умом новых стамбульских богачах.

Отношение к богатым нового и старенького времени у Памука разнится. В главе «Богатые» он пишет о том, что в годы его юношества на стамбульских магнатов было принято глядеть не чисто на людей, полагающихся лишь на самих себя, разбогатевших благодаря своим возможностям либо обмысленным торговым операциям, как на ловкачей. Они представляют десятилетиями дело так, что имели на это право. Этой касте, по воззрению Памука, чтоб разбогатеть, не пришлось прилагать интеллекта: они не читали книг, даже в шахматы не играли. Разительно отличались от их османские богачи: «Человек, выучившись и приобретя знания, мог высоко возвыситься по гос лестнице. Представление о том, что при помощи образования можно возвыситься, ушло в прошедшее совместно с империей, суфийским мистицизмом, дервишскими обителями и умением декламировать старые, написанные арабскими знаками книги».

Текст книжки о Стамбуле дополнен бессчетными чёрно-белыми фото (многие из их сделал знаменитый фотохудожник армянского происхождения «Глаз Стамбула» - Ара Гюлер) и гравюрами: небольшой Орханчик с братом, мамой, бабушкой. Лодки на Босфоре, Айя-София, разгромленные греческие лавки, чёрные глазницы полусгнившего дома, зубчатые стенки крепости, бедняки с тяжёлыми тюками, похожие на печальных лошадей, запряжённые в арбы… Самые прекрасные снимки – те, где от людей остаются их собственные тени, отражённые на влажных мостовых, где публика преобразуются в призраков. Мотив двойничества преследует писателя. И в этом контексте на его творчество охото посмотреть чрез русскую призму. Петербург Достоевского – Стамбул Памука. Мистицизм создателя «Бесов» и «Преступления и наказания» страшен, с устойчивым чувством крови на собственных руках. Кривое зеркало писателя, где Стамбул это не только лишь возлюбленный город, однако и отблеск итого мира, не пугает. Великий Город у Памука – это одна из разновидностей тридевятого царства, некоего зачарованного мира, изолированного, неприступного. Действие романа «Снег», куда едет юный журналист расследовать серию самоубийств девушек, происходит в городе Карс. Но, попадая туда, вырваться вспять уже не может – снег завалил все дороги. Писатель, используя этот приём, сознательно сузивает место до камерности. Идёт не вширь, а вглубь. Так же делал и Кафка, создавая «Замок», и Гессе, поместив Гарри Галлера в волшебный арена его «подполья».

Основные темы творчества писателя — конфликт и противоборство меж востоком и западом, исламом и христианством, традициями и современностью. Например, конфликт меж западничеством и исламизмом в современной Турции является главной темой вышедшей в 2002 году книжки «Снег». Среди самых узнаваемых книжек Орхана Памука – домашний роман-сага «Джевдет-бей и его сыновья», «Имя мне – Красный», «Музей невинности», «Рыжеволосая женщина».
Парадоксально, однако затем убийства русского посла в Турции Андрея Карлова и расстрела в воздухе Су- 24, смерти летчика Олега Пешкова, конкретно Орхан Памук стал феноминальным эмблемой водораздела меж Турцией и Россией.



В феврале 2017 года он встречался с читателями в магазине «Читай-город» в ТЦ «Европейский», охраняемый бойцами подразделения «Витязь». Металлоискатели, красноватая барьерная лента, за которой стоял сочинитель с мировым именованием - вот таковой нелитературный антураж.

Памук – тонкий, рафинированный, был приветлив и улыбался. Но гласить не хотел. В зале не было армян. Были русские, турки, выходцы из Средней Азии. Еще до выхода писателя к публике, устроители подняли лишь три руки того, кто сумел задать вопрос. Вопросы Памуку были филологические. Никто и не пробовал спровоцировать его на тяжелый тары-бары-раста-бары о войне, о ментальных границах. Туркофилы гласили с ним на турецком (саму презентацию он провел на британском языке), спрашивали про его встречу с отпрыском Дмитрия Набокова, что-то еще говорилось о том, что не запоминалось.

Сам Орхан Памук, получивший в этот визит литературную премию «Ясная поляна» за книжку «Мои странноватые мысли» затем представления собственного нового романа «Рыжеволосая женщина», где он разработал мотив отцеубийства, где выслеживается связь с «Царем Эдипом» Софокла, «забыл» о том, что обязан еще отвечать на вопросы. Предложил фотосессию и автографы. Потом как будто вспомнил, смято побеседовал с толпой, жмущейся все к той же красноватой ленте, которую хотелось разрезать, поговорить, уточнить. Все это не шло к его интеллекту, жизни, судьбе, которую он разделяет меж США и Турцией.

Это Ленте.ру он расскажет, что его местность становится все более агрессивной, про противоборство Востока и Запада, о женщинах Турции, которые дома подвергаются репрессиям на собственных кухнях …

Но та встреча показала, что Памук, вернувшийся в Стамбул, все таки опасается. Причем и своих, и чужих. Быть может, попросту утомился опасаться, а трусом и лгуном он не был никогда.


Валерия Олюнина

Источник:
Комментарии (0)
Добавить комментарий
МИД: Армения ценит выраженную Ассамблеей Португалии позицию по Геноциду армян
Согласны с тем, что память – важнейший элемент примирения народов и защиты основополагающих ценностей человечества, говорится в заявлении.
В Амстердаме состоялось посвященное Геноциду армян мероприятие
В Амстердаме, столице Нидерландов, 24 апреля состоялось посвященное Геноциду армян мероприятие. Об этом заявил Чрезвычайный и Полномочный посол
В Калифорнийском университете в Беркли пройдет посвященная Геноциду армян конференция
Конференция направлена на оценку различных историографических аспектов…
Эрдоган 24 апреля рассказал старую сказку и вспомнил про изгнание турок-месхетинцев
Президент Турции призвал открыть архивы для того, чтобы…
Эрдоган: Никто не доказал факт Геноцида армян
Эрдоган: Никто не доказал факт Геноцида армян
Эрдоган: Никто не доказал факт Геноцида армян
24.04.19 В мире / Армения / Политика
Президент Турции призвал открыть архивы для того, чтобы…
лучший сайт где можно скачать шаблоны для dle 12.0 бесплатно